Iron-Blog

Сравнение железобетонных и деревянных шпал: плюсы и минусы

Железобетонные шпалы

Преимущества:

  • Долговечность. Железобетонные шпалы имеют более длительный срок службы. Они устойчивы к гниению, повреждению насекомыми и атмосферным воздействиям, что позволяет значительно снизить эксплуатационные расходы.
  • Несущая способность. МВСП из бетона обладают высокой несущей способностью и могут выдерживать большие нагрузки и интенсивность движения поездов, что делает их пригодными для использования на высокоскоростных железнодорожных линиях с интенсивным движением.
  • Низкие эксплуатационные расходы. Требуют меньшего ухода в течение всего срока службы. Они не гниют, не деформируются и не требуют регулярной обработки.
  • Стабильность пути. Однородность и стабильность бетонного бруса способствуют постоянству геометрии пути, что сводит к минимуму необходимость обслуживания пути.
  • Огнестойкость. Это снижает риск возникновения пожаров от искр или других источников вблизи путей.

Недостатки:

  • Более высокая первоначальная стоимость. Бетонные МВСП дороже в производстве и монтаже, что увеличивает первоначальную стоимость строительства железнодорожного пути.
  • Сложность монтажа. Для укладки требуется специальное оборудование и опыт, что делает процесс сложнее.
  • Воздействие на окружающую среду. Производство бетона связано с более высоким потреблением энергии и выбросами в атмосферу, что приводит к увеличению углеродного следа.

Деревянные шпалы

Преимущества:

  • Экономичность. Деревянные брусья обычно дешевле в производстве и монтаже, что делает их экономически выгодным выбором для железных дорог с ограниченным бюджетом или для временных магистралей.
  • Простота укладки. Их легче обрабатывать и устанавливать по сравнению с бетонными, для этого требуется меньше специализированного оборудования.
  • Гибкость. Брусья из дерева слегка прогибаются под нагрузкой проходящих поездов, что помогает поглощать некоторые вибрации и удары, способствуя более плавному движению.
  • Низкий углеродный след. Древесина является возобновляемым ресурсом и оказывает меньшее воздействие на окружающую среду по сравнению с производством бетона.

Недостатки:

  • Долговечность. Дерево подвержено гниению, поражению насекомыми и атмосферным воздействиям, что требует более частой замены и технического обслуживания.
  • Ограничения по нагрузке. Они менее пригодны для использования на линиях с интенсивным движением или на высокоскоростных участках.
  • Требования к техническому обслуживанию. Дерево требует регулярного технического обслуживания, включая пропитку для предотвращения гниения и замену по причине износа.
  • Экологические проблемы. Использование химикатов для обработкивызывает опасения за состояние окружающей среды, а утилизация обработанной древесины представляет определенные трудности.

В целом, выбор между железобетонными и деревянными шпалами зависит от таких факторов, как бюджет, ожидаемая интенсивность движения, возможности технического обслуживания и экологические соображения. В то время как железобетонные шпалы отличаются долговечностью и неприхотливостью в обслуживании, деревянные в определенных ситуациях окажутся более экономичным выбором. Железнодорожным службам необходимо тщательно проанализировать эти факторы, чтобы определить наиболее подходящий вид железнодорожных шпал для конкретных требований к пути.

389